Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Тамбовской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

История, становление и развитие казначейской системы в России и на территории Тамбовской области

Основы образования казначейской системы в России были заложены в ХV веке, в период становления Русского централизованного государства. Именно тогда появилась должность казначея.

Казначей занимал особое место в государственном управлении Московского княжества и являлся лицом, хранившим казну и архив. При царе Иоанне под именем казначея значился довольно видный дворовый чин, занимавший место впереди думных дворян.

Еще до образования централизованного государства при казначее сложилось первое государственное учреждение “Казна” (впоследствии Казенный двор), которое стало предшественником будущих приказов. Казначей ведал Казенным двором, а вместе с тем и государственными доходами, получая разные пошлины и оброки.

Один из самых древних приказов Русского государства – Казенный Приказ – был не только важнейшим дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казенном дворе относится к 1493 году, но следы существования этого учреждения встречаются гораздо раньше.

Являясь главой Казенного Приказа, казначей уже со II половины XV века осуществлял и общегосударственные задачи: он ведал дипломатическими отношениями, ямскими, поместными, холопьими и другими делами.

XVII век стал временем расцвета и падения приказной системы управления. Приказ Большой казны, возникший в 1622 году, ведал сборами налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами. В отношении к этому населению приказ выполнял административные и финансовые функции. В его ведении находился и Денежный двор, который распоряжался чеканкой монеты.

К концу века приказная система управления пришла в упадок, и в период царствования Петра I ее заменила более прогрессивная система управления – коллегиальная. Высшим органом финансового управления стал Сенат.

Обновление центральных управлений вело к новому переустройству территориальных органов. Страну разделили на 11 губерний, которые делились на 45 провинций. Контроль за поступлением доходов на местах осуществляли воеводы. Казначей (рентмейстер) принимал поступающие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство (рентарея) состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную Казенную палату.

Издание правового акта в 1775 году «Учреждения для управления губерний Российской империи» стало основой для создания Казенных палат как губернских органов. Это был первый представительный финансовый орган на местах. Губернии делились на уезды, и в каждом уезде существовал свой уездный казначей, который назначался на должность сроком на 3 года и вел прием и хранение всех казенных доходов своего уезда.

В 1779 году, в связи с образованием Тамбовского наместничества (позже переименованного в Тамбовскую губернию), была создана Тамбовская казненная палата, на которую были возложены функции финансово- хозяйственного управления.

Одновременно создавались уездные казначейства, которые подчинялись Тамбовской казенной палате. Уездные казначейства ведали приемом и хранением денежных сборов и доходов, а также выдачей чиновникам по распоряжению властей денежных сумм.

Здание, где располагались Губернская казенная палата и казначейство, находилось на пересечении улиц Никольской и Большой (ныне Мичуринской и Советской).

Казначейства должны были следить за своевременным поступлением доходов, представляя сведения о накопившихся недоимках Казенной палате. Избыток доходов уездные казначейства передавали в губернские казначейства, а последние – в Государственный банк.

Таким образом, Казенная палата стала распоряжаться множеством финансовых и административных дел. Казенная палата ведала источниками доходов: государственным имуществом (землями, лесами, водами, казенными предприятиями), а также государственными, дворцовыми и экономическими крестьянами. Она заведовала казенными зданиями, проводила учетно-статистическую работу по ревизиям (переписям податного населения), надзирала за частной торговлей и промышленностью.

С 1779 года Казенная палата возглавлялась вице-губернатором, затем до 1866 года – особо назначаемым председателем, после 1866 года – управляющим Казенной палатой.

В Казенной палате были образованы:

  1. канцелярия;
  2. хозяйственное отделение;
  3. лесное отделение;
  4. отделение питейных сборов;
  5. казначейское отделение;
  6. контрольное отделение.

Отделения Казенной палаты управлялись советниками и разделялись на столы. Столами управляли столоначальники, бухгалтеры или контролеры. При каждом отделении состоял журналист.

На казначейское отделение возлагались следующие функции:

  • составление ведомостей и отчетов о доходах и расходах и земских сборов;
  • составление выписок о доходах и расходах по губерниям для уездных казначейств;
  • наблюдение за поступлениями в казну окладных и неокладных сборов;
  • ассигнование средств уездным казначействам на расходы;
  • производство дел по начислению пенсий и пособий чиновникам, отправленным на службу в Сибирь и Грузию;
  • учет гербовых бланков и квитанций;
  • продажа гербовой бумаги, выдача паспортов.

Самостоятельное управление финансовой частью государства при реорганизациях Павла I подвело к созданию Государственного казначейства и Министерства финансов.

Первым государственным казначеем был назначен граф Алексей Иванович Васильев, который впоследствии стал и первым министром финансов России.

Созданное в 1802 году Министерство финансов включило в свой состав различные хозяйственно-финансовые коллегии и другие финансовые учреждения. Многие хозяйственные и финансовые дела велись в Министерстве внутренних дел и Государственном казначействе.

В 1821 году Государственное казначейство было включено в состав Министерства финансов. Одновременно для приема, хранения и отпуска денежных средств было создано Главное казначейство.

Совершенствование управления финансами проводится и в период царствования Николая I. В 1837 году уездным казначеям была дана Высочайше утвержденная инструкция, в которой были точно определены предметы их деятельности.

До 1863 года каждое министерство имело свое казначейство, которое собирало доходы, хранило и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь свободные остатки.

В 1864-1865 годах в России было введено единство казны: все государственные доходы сосредотачивались в кассах Государственного казначейства и из них же производились расходы. Все казначейства министерств были упразднены и обязанности их возложены исключительно на кассы Министерства финансов. Касса должна была хранить ассигнованные для каждого правительственного учреждения суммы и расходовать их по особым распоряжениям тех ведомств и лиц, в распоряжение которых эти суммы представлены.

Установление единства касс в России повысило значение местных казначейств. Между губернскими и уездными казначействами произошло разделение дел: губернские казначейства преобразовались в расходные кассы, а уездные – в приходные.

В Государственном архиве Тамбовской области удалось найти кассовую ведомость об обороте сумм государственных доходов в казначействах по Тамбовской губернии в течение 1891 года.

Так, в 1891 году произведено расходов по смете:

  • по г. Тамбову – 6 309 486 рублей 25 коп.;
  • по г. Козлову – 304 783 рубля 70 коп.

Произведено оборотных расходов:

  • сумм, переданных в Госбанк взамен принятых казначействами вкладов в сберегательные кассы – по г. Тамбову – 471 017 рублей 60 копеек.

Произведено кассовых оборотов, выписанных сумм на текущий счет Департамента Государственного казначейства:

  • по г. Тамбову - 4 970 000 рублей;
  • по г. Козлову – 67 000 рублей.

Интересен и формулярный список о службе (предшественник личных дел в современном делопроизводстве) Тамбовского уездного казначея Надворного советника Селиверстова В.А. за 1859 год. В данном списке указывалось происхождение казначея, вероисповедание, семейное положение, продвижение по службе, награды, жалование:

«Надворный советник Василий Алексеевич Селиверстов – казначей Тамбовского уезда, 59 лет. Православного исповедания, кавалер орденов: Станислава 3 степени, Владимира 4 степени, Анны 3 степени и имеет знаки отличия беспорочной службы за 35 лет и темную бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 годов. Жалование – 357 рублей, столовых – 215 рублей, всего- 572 рубля. Звание – из обер-офицерских детей. Имеет 15 душ в деревне хутора на Малаховском верху Орловского уезда».

Должность тамбовского казначея упоминается в известном произведении М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Хотя поэма не связана напрямую с казначейством как органом власти, все же достойна внимания как самобытная черта исторического прошлого Тамбова. Неблаговидность поступков и некая трагичность поэмы, однако, не умаляют гордости тамбовцев при упоминании данного литературного произведения. Практически каждый тамбовчанин знает как строки из поэмы

«Тамбов на карте генеральной

кружком означен не всегда.

Он прежде город был опальный,

Теперь же, право, хоть куда…»,

так и то, что в 1841 году художником В.А. Тропининым по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова написана картина «Казначейша», которая находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Известно, что к 1900 году в России насчитывалось 728 казначейств. Все они состояли в ведомстве Департамента Государственного казначейства и подчинялись соответствующим Казенным палатам.

Бюджет г. Тамбова по смете на 1902 год равнялся 328 390 рублей 60 копеек. Долговые обязательства г .Тамбова по облигационному займу равнялись 585 700 рублей. В 1902 году в распоряжение города поступили сословные капиталы:

  • мещанского продовольственного – 12 174 рублей 94 коп.;
  • капитала упраздненного Тамбовского ремесленного общества наличностью- 1 362 рубля 67 коп.;
  • долги ремесленников – 21 455 рублей.

Сумма запасного капитала (современным языком - профицита бюджета) на 1 января 1903 года равнялась 23 122 рубля 78 коп.

На содержание разных благотворительных учреждений в распоряжении города имелись в процентных бумагах следующие капиталы:

  • на содержание ночлежного дома – 14 000 рублей;
  • на пособие бедным девицам при выходе в замужество – 44 000 рублей;
  • на пособие бедным – 21 350 рублей;
  • на содержание ремесленной мастерской с приютом для мальчиков и странно-приимным домом – 56 245 рублей;
  • на содержание богодельни – 169 331 рубль.

Начало XX века, ознаменованное кардинальными изменениями в общественно- политической и экономической жизни, внесло свои коррективы и в систему органов государственной власти. 5 ноября 1918 г. в «Известиях ЦИК» опубликован Декрет Совнаркома от 31 октября 1918 г. «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов…», упразднивший Казенные палаты. На основе казначейства были созданы приходно-расходные кассы Наркомфина.

С середины 20-х годов функции казначейства были переданы Госбанку СССР, который до 1991 года обеспечивал достаточно полный учет доходов, расходов и остатков средств федерального бюджета.

Опора на банковскую систему была значительно подорвана в начале 1992 года, когда произошло разделение банков на Центральный Банк Российской Федерации и коммерческие банки. Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета привела к ослаблению бюджетной дисциплины. На повестку дня встал вопрос организации системы, способной активно содействовать процессу укрепления экономического могущества страны, обеспечивать подконтрольность, защищенность и управляемость государственных финансовых ресурсов.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе» и постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. № 864 «О федеральном казначействе Российской Федерации» этот вопрос был решен: в составе Министерства финансов Российской Федерации было создано Федеральное казначейство. С этого момента начался отсчет времени возрождения казначейства в России.

Началом становления казначейской системы в области стало 9 апреля 1993 г., когда к исполнению обязанностей начальника Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тамбовской области приступила Копосова Валентина Михайловна, работавшая до этого заместителем начальника финансового управления администрации Тамбовской области.

Вступив в должность начальника управления, Копосова В.М. занялась подбором кадров, помещений для размещения отделений в городах и районах области, организовала работу по реализации таких функций органов казначейства, как:

- отработка методологии казначейского исполнения федерального бюджета;

- контроль за целевым использованием бюджетных средств;

- своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей;

- учет и отчетность по исполнению федерального бюджета.

К концу 1993 г. органы Федерального казначейства были созданы во всех городах и районах Тамбовской области (всего - 24).

5 января 1996 г. УФК по Тамбовской области возглавил Бетин Олег Иванович. Начало его работы совпало со временем, когда казначейство работало в условиях прогрессирующего бюджетного дефицита, резкого роста неплатежей и безденежных форм оплаты, поэтому главными задачами на данном этапе стали:

- ужесточение контроля за состоянием доходных счетов органов Федерального казначейства, своевременным и полным поступлением средств на эти счета;

- оперативное и четкое распределение поступивших доходов в бюджеты разных уровней.

С 25 мая 1998 г. управлением руководит Федотова Татьяна Александровна.

В 1998 г. органами Федерального казначейства области был завершен полномасштабный перевод организаций (за исключением учреждений Минобороны России), финансируемых из федерального бюджета, на обслуживание через лицевые счета, открытые в органах казначейства, что позволило существенно повысить эффективность предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств.

В 1999 г. в органах Федерального казначейства области впервые была проведена аттестация государственных служащих в целях определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности. По результатам аттестации 417 государственным служащим были присвоены квалификационные разряды.

В 2000 г., поддержав инициативу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, принявших решение о переводе на кассовое обслуживание исполнения своих бюджетов в органы казначейства, управление активно включилось в подготовку этого процесса: разрабатывались и согласовывались регламенты взаимодействия с финансовыми и налоговыми органами, готовились и вносились предложения в проекты законов области, постановлений, порядков, касающихся исполнения областного и местных бюджетов.

В целях реализации Концепции Единого казначейского счета (ЕКС) Минфина России, а также мероприятий по оздоровлению экономики области в 2001 г., опираясь на новые информационные технологии и разработанную собственными силами методологию, управление завершило полную централизацию операций по учету расходов федерального и областного бюджетов на уровень управления, централизацию операций по учету доходов федерального бюджета, по учету и распределению федеральных регулирующих налогов и приступило к централизации операций по учету и распределению региональных и местных налогов.

С 2001 г. на обслуживание в органы казначейства переведены учреждения и организации Министерства обороны Российской Федерации, ведутся лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

К концу 2002 г. УФК по Тамбовской области стало единственным территориальным управлением Минфина России, осуществляющим в полном объеме кассовое обслуживание исполнения всех 353 бюджетов области по варианту и процедурам, аналогичным кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета.

За достигнутые успехи в развитии органов Федерального казначейства и в связи с 200-летием Минфина России в 2002 г. коллективу управления была объявлена благодарность министра финансов Российской Федерации.

В течение 2003 года органы казначейства области работали над закреплением достигнутых результатов по всем направлениям своей основной деятельности.

2004 - 2005 г. г. – период реформирования бюджетного законодательства Российской Федерации (для органов Федерального казначейства – период активной работы, связанный с переходом на новую Инструкцию по бюджетному учету и новую Бюджетную классификацию).

В 2005 г. началась реализация положений приказа Федерального казначейства от 22.03.2005 № 1н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства», а также подготовка к внедрению единого прикладного программного обеспечения «Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета и кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов» («Центр-КС»).

В результате проведения административной реформы федеральных органов исполнительной власти с 1 января 2005 г. Федеральное казначейство было выведено из состава Минфина России и стало самостоятельным федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой).

С 1 февраля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым государственные служащие органов казначейства были переведены на федеральную государственную гражданскую службу.

Приказом Федерального казначейства от 27.10.2005 № 215 утверждена Организационно-штатная структура управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, в соответствии с которой УФК по Тамбовской области было отнесено ко второй группе.

С мая 2006 г. Управление Федерального казначейства по Тамбовской области располагается в новом административном здании.

Основными для органов Федерального казначейства области на 2006 г. становятся

следующие задачи:

  • развитие системы электронного документооборота с главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами области и муниципальных образований;
  • формирование бюджетной отчетности, включающей полный охват операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • внедрение нового порядка обеспечения органов казначейства средствами федерального бюджета;
  • подготовка к осуществлению органами казначейства функций по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;
  • модернизация административно-управленческих процессов в рамках административной реформы.

В 2007 г. Федеральное казначейство поставило перед своими органами ряд задач в рамках реализации проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», в том числе по созданию систем инженерного обеспечения во всех подведомственных управлениям отделениях; нацелило свои территориальные органы на работу по дальнейшему развитию системы электронного документооборота, а также проведение работы по внедрению Административных регламентов Федерального казначейства по исполнению таких государственных функций, как ведение реестров государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов от имени Российской Федерации, и ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Сегодня Тамбовское казначейство в целях реализации задач, поставленных перед территориальными органами Федерального казначейства проводит работу по основным приоритетным направлениям деятельности:

  • В рамках реализации проекта «Модернизация казначейской системы РФ» - создание СИО на объектах информатизации в Управлении и отделениях. Установка оборудования серверных комплексов ППО, технологических серверов и прочего оборудования для создания Автоматизированной системы Федерального казначейства.
  • В части развития электронного документооборота в органах Федерального казначейства - ускорение динамики внедрения СЭД и оптимизация процесса доставки документов с распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами субъекта и муниципальных образований.
  • Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, ведение реестра государственных контрактов Российской Федерации и организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.
  • Совершенствование качества бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ.
  • Распределение доходов от налогов, сборов и других поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
  • Выполнение полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов).
  • Создание условий для обеспечения безопасности деятельности Казначейства России.
  • Реализация системы ведения Управлением и отделениями реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов соответствии с Федеральным законом от 21.06.2005г. № 94-ФЗ.
  • - Продолжение работ по передаче услуг и работ по установке и сопровождению СЭД сторонним организациям.

Пройдя многовековой путь совершенствования, казначейская система как в России в целом, так и на территории Тамбовской области продолжает развиваться, решать концептуальные проблемы, реализовывать бюджетные реформы и, безусловно, оставаться основой исполнения бюджетов.